главная > блог > UX: анализ User Experience - карты тропинок по сайту 2007

Инструмент интернет-маркетолога "Карты тропинок по сайту"

Русскоязычный сайт проекта tropinki.com и англоязычный сайт websitetrails.com ЗАКРЫТЫ.

Копия русскоязычного сайта размещена на https://tropinki.c-laboratory.ru/

Презентации для конференции КИБ 2008: traffic-cib2008.ppt, usability-cib2008.ppt

В процессе работы над сайтами клиентов возникла потребность быстро понимать, что происходит на сайте, как ведут себя на нем посетители: откуда приходят, что смотрят, в какой последовательности воспринимают информацию, какие страницы работают - какие нет, где посетители покидают сайт.

Вся эта информация содержится в сервисах статистики, например, в Google Analytics, но чтобы собрать общее впечатление о сайте необходимо изучить десяток, а то и десятки таблиц.


В 2006 г. возникла идея использовать для этой цели граф переходов посетителей между страницами сайта, включая входящие ссылки с внешних страниц. Чем больше посетителей проходит от одной странице к другой - тем толще линия графа. Должна была получиться картина вроде тропинок, натоптанных по газонам между домами.

Поискав в интернет не нашел ничего подобного.

Поэтому первый комплект скриптов написал я сам. Он включал счетчик для размещения на страницах, скрипт пишущий лог на сервере, скрипт генерирующий текстовый отчет. Логи хранились на сервере. Для генерации картинки графа по текстовому отчету использовалась свободно распространяемая программа.

Были продуманы интерфейсные решения, цвет линий обозначал:
зеленые линии - переходы посетителей на сайт с внешних источников;
серые линии - переходы внутри сайта;
красные линии - уходы посетителей с сайта (считались для каждой страницы как разница между числом входов и выходов).

На первых же сайтах "карта тропинок" оказалась очень полезной, дающей необходимое общее впечатление о происходящем. Заинтересовавшие детали можно было подробнее изучить с помощью традиционных сервисов статистики.

В 2007 г. я выступил с докладом о "картах тропинок"
на международной конференции по юзабилити в Москве.

Доклад вызвал интерес интернет специалистов, многие подходили после доклада (включая ребят из Яндекса), интересовались деталями. Выссказывались пожелания о том, чтобы добавить фильтры, позволяющие строить "карты тропинок" не для всех посетителей, а для отдельных групп, например, пришедших с конкретной поисковой системы или посетивших конкретную страницу сайта.

На основании этих пожеланий, за зиму 2008 г., был написан сервис реализующий большинство этих возможностей (программист Дмитрий Герций).
С докладом по возможностям этого сервиса я выступил на КИБе /"Конференция Интернет и Бизнес"/, в Москве. И на выставке при Ашмановской конференции по SEO.

По опыту разработки CMS WebDirector было понятно, что без внешних инвестиций нам этот проект до коммерческого уровня не довести.

Андрей Зотов, совладелец инвестиционной компании ADJ Consulting, взялся найти инвестора (лето 2008 г). Между нами был подписан договор. До конца августа составлялось инвестиционное предложение. В сентябре состоялась встреча в Москве, в г.Балчуг, с Эстер Дайсон, совладельцем Яндекса. По результатам встречи материалы были переданы руководству Яндекс.

В 2009 г. Яндекс выпустил собственный инструмент "карта путей по сайту" в рамках сервиса "Метрика", реализующий мою идею. Но визуальный интерфейс получился, на мой взгляд, весьма запутанный и сложный для восприятия. Хотя внешне очень похожими на "карты тропинок". Была отброшена и важная функциональность, позволяющая фильтровать сегменты посетителей, для которых строятся "тропинки".

В 2011 г. Гугл добавил в Google Analytics инструмент "пути посетителей", который реализует идею использования графа переходов для анализа поведения посетителей сайта.

В 2011 г. знакомы по конференциям Иван Макарчук дописал аналитический модуль, показывающий возможные проблемы на сайте не в графическом виде, а в виде текстовой таблицы. Получившийся комплексный инструмент совместно с Иваном был зарегистрирован как программный продукт "Карта тропинок". На что получено Свидетельство.

Интерфейсы "тропинок"
(функциональность и интерфейсы мои, программист Дмитрий Герций)

вкладка " СОБЫТИЯ" - параметры поведения посетителей

вкладка "РЕФЕРЕРЫ" - параметры источников трафика

вкладка "МОДИФИКАЦИИ" - параметры учета адресов страниц

вкладка "РЕНДЕРИНГ" - параметры генерации изображения

Позже аналогичные инструменты были разработаны в Яндексе - 2009 и в Гугле - 2011

БЛОГ ПО ВЕБ-РАЗРАБОТКЕ И SEO

• SEO: мои лекции в курсе Политеха
• SEO: как я стал асессором Яндекса
• SeoTools.ru: мой бесплатный курс для начинающих
• UX и UI ошибки в примерах
• UI и супер-адаптивная верстка
• Контент: Турку - Стокгольм
• SEO: мой анализатор логов вместо Аналитикса и Метрики
• Маркетинг: делаем персональный оффер до лида
• Стратегия: Про достижение целей и планирование
• SEO: Атака ботов поведенческими
• UI: физиология зрения и проектирование сайта
• Контент: Тайна улыбки Джоконды
• SEO: Конверсии поисковых запросов в лиды
• SEO: Как бруазеры следят за пользователями
• UX: учет быстродействие браузера при приемке сайта
• SEO: Критерии качества текста для Яндекса
• SEO: поведенческие факторы Яндекса
• SEO: Закладки вместо ссылок
• Выступление: Ярмарка недвижимости 2016
• SEO: Истинное постраничное ранжирование Яндекса
• Реклама: эффективность разных баннеров
• Маркетинг: Продающий вебинар
• Проекты: Загородный портал СПб 2008
• UX: Google повторил мои сервис "тропинки" в 2011
• UX: Яндекс повторил мой сервис "тропинки" в 2009
• Выступление: СПИК 2008, Санкт-Петербург
• Выступление: КИБ 2008, Москва
• Выступление: "User Expirience 2007", Москва
• UX: анализ User Experience - карты тропинок по сайту 2007
• SEO: Текстоптимайзер 2006
• Проекты: статья в Деловом Петербурге
• Проекты: CMS WebDirector 2005
• SEO: Оценка рисков поискового продвижения
• SEO: Нелинейная выдача на Яндексе 2006
• Контент: Город на Неве
• Контент: Лисий нос - Кронштадт
• Хобби: Фотография
• Контент: Поддельный 'Дом Романовых'
• Контент: Ладожская Атлантида
• Статья (рассылка Ашманова): SEO пантеон: Слово, Ссылка... Тема.
• UX: Улучшаю Яндекс - ищем по запросу в рамках темы
• Статья: Оптимизация текста по методу Остапа Бендера.
• Статья (рассылка Ашманова): Четвертый фактор. Новое в оценке видимости сайта на поисковых системах
• Статья (рассылка Ашманова): Тайные стратегии оптимизаторов
• Веб-разработка: проблема отношений заказчика и студии
• Маркетинг: Удаляем конкурентов из Яндекса 2005
• UX: Поведение - смотрим глазами посетителя
• SEO: Тематические рейтинги сайтов по видимости 2003
• Статья: Критерии для постановки задачи и оценки результатов продвижения
• SEO: сервис и скрипт проверки текста на уникальность
• Контент: Фукусима-1 и АЭС в Сосновом Бору
• SEO: мои инструменты для поисковой оптимизации 2000
• Программирование: JS/TrojanDownloader.Agent.NRL
• Программирование: Определитель местоположения телефона
• Дизайн: логотипы с 1991
• Дизайн: полиграфия 1995-2005
• Компьютерный стереоскоп 1994
• 3D: Корабельный навигационный мостик 1994