главная > блог > Статья: Критерии для постановки задачи и оценки результатов продвижения

Как заказывать продвижение веб-сайта на поисковых системах: критерии для постановки задачи и оценки результатов продвижения.

опубликовано в журналах "Рекламные технологии" и "Рекламодатель" весной 2003
а также на
www.sostav.ru



Реклама посредством продвижения веб сайта на поисковых системах, как вид рекламы, вполне вписывается в концепцию разработки рекламных кампаний с использованием традиционных рекламных носителей. Однако на сегодняшний день, данный вид рекламы еще не осознан большинством рекламистов, как один из равных в их арсенале. Эта ситуация связана с относительной новизной данной рекламной технологии и со сформировавшейся собственной терминологией, отличной от терминологии рекламистов. Я попробую изложить основы работы с поисковыми системами понятным рекламисту языком и, таким образом, поставить продвижение на поисковых системах в общий ряд с остальными видами рекламы. Кроме того, вниманию общественности будут предложены некоторые собственные методические разработки в данной области.

ТЕРМИНЫ.

Целевая аудитория. Целевой аудиторией рекламной кампании в Интернет, с точки зрения продвижения на поисковых системах, является совокупность посетителей всех поисковых систем, задающих запросы, которые мы идентифицируем как запросы от потенциальных потребителей нашего товара или услуги.

Аналогия с традиционной рекламой: если мы являемся продавцом запчастей и размещаем рекламу в автомобильном журнале, мы предполагаем, что среди читателей-автомобилистов есть потенциальные потребители нашего товара. Но мы не знаем, какая часть читателей - целевой аудитории нашего рекламного воздействия - заинтересованы купить предлагаемые нами запчасти.

В случае с поисковыми системами мы можем выделить две части целевой аудитории:
1. Совокупность посетителей поисковых систем, которые задают вопросы, касающиеся покупки, продажи и эксплуатации автотехники (полная аналогия с аудиторией автомобильного журнала).
2. Однако мы можем выделить и подмножество тех, кто задает вопросы, непосредственно относящиеся к поиску запчастей. Это позволяет непосредственно оценить спрос на нашу услугу или товар в Интернете. Ориентируясь на этот круг запросов, мы можем получить доступ к наиболее интересной для нас части целевой аудитории - к "готовым" покупателям.

Объем целевой аудитории. Сделаем допущение, что за каждым заданным поисковым запросом стоит один потенциальный потребитель. Количество отобранных запросов за некоторый период времени на всех поисковых системах будет определять объем нашей целевой аудитории.

Рекламное сообщение - текст, который появляется в списке результатов на поисковой системе.
Мы считаем, что рекламное сообщение достигло целевой аудитории в случае, если ссылка на веб-сайт появилась на поисковой системе, на первой странице результатов поиска. Страницы далее первой мы не рассматриваем.

Рекламный носитель - три российские поисковые системы: Яндекс, Рамблер, Апорт.
Мы не рассматриваем другие российские поисковые системы, поскольку эти три обеспечивают большую часть поискового трафика в рунете.

Охват аудитории. Охват целевой аудитории на поисковых системах рекламным сообщением мы вычисляем в процентах от 100. 100% охвата аудитории достигает веб-сайт, ссылка на который находится на первой странице всех поисковых систем по всем запросам от целевой аудитории. Если сайт находится не на всех поисковых системах не по всем запросам, то для вычисления достигнутого им охвата мы вычитаем из 100% пропорционально доле вносимой каждым поисковым запросом с учетом доли поисковой системы.

Задача рекламной кампании в Интернет на поисковых системах - донести рекламное сообщение и обеспечить максимальный охват целевой аудитории.

МЕТОДИКА

Поскольку темой является именно аудитория поисковых систем, мы будет опускать далее в тексте слова "поисковые системы", говоря просто об "аудитории" и "целевой аудитории".

1. Выделение целевой аудитории на поисковых системах - выявление списка поисковых запросов от потенциальных потребителей.

При избранном нами подходе целевая аудитория является "виртуальной" и определяется списком выбранных поисковых запросов. Меняя список отобранных запросов, мы тем самым, меняем качественный и количественный состав целевой аудитории, на которую собираемся воздействовать.

На сегодня можно рекомендовать два качественных источника первоначальной информации, где можно получить список запросов с количественными характеристиками.

Прежде всего, это сервис Яндекса. В этом случае мы получаем список запросов на (за) ближайший месяц, генерируемый Яндексом на основе собственной статистической базы.

Достоинства источника:
- точность данных: собственная статистическая база;

Недостатки:
- нельзя сделать однозначные выводы по поводу всей целевой аудитории с учетом запросов на Рамблере, Апорта, и т.д.;
- нельзя сделать однозначный прогноз на длительный срок по одному "съему" запросов.

Второй источник - отчеты предоставляемые Спайлог. Официально Спайлог строит свои отчеты на основании доступной ему статистики сайтов, на которых установлены его счетчики. Стоимость отчета может составить около $300 - 400.

Достоинства:
- статистика дается по совокупности поисковых систем;
- статистика может быть получена за длительный период.

Недостатки:
- возможна ненадежность информации по конкретным темам, поскольку не на всех сайтах, лидирующих по поисковым запросам, стоят счетчики Спайлога.
Для примера, мы посмотрели, на каких веб-сайтах, лидирующих на поисковых системах по теме "мобильная телефония" стоят счетчики Спайлога. Из 10 первых лидеров, счетчики Спайлога мы нашли на 4 веб-сайтах.

Мы предпочитаем использовать информацию с Яндекса, и дальнейшая методика опирается именно на нее.

Получив информацию о количестве поисковых запросов с Яндекса, мы оставляем в списке только те, которые идентифицированы нами, как интересующие нас запросы от наших потенциальных клиентов. Именно эти запросы выделяют и формируют нашу "виртуальную" целевую аудиторию на поисковых системах, которой мы должны предъявить наше рекламное сообщение.

2. Оценка объема целевой аудитории.

Для оценки объема целевой аудитории нам нужно на основе полученных от Яндекса значений спрогнозировать спрос на других поисковых системах и на длительный период, например, на год.

Для этого мы используем следующую информацию о пропорции трафикогенерации и популярности поисковых систем:

1. Трафикогенерация с поисковых машин (отчет Спайлог за январь 2001)
Яндекс 40 %
Рамблер 23.4 %
Апорт 10.3 %

* Отчет включает трафикогенерацию в рунете с других поисковых систем (Яху, Гугл, Лайкос), однако, мы предполагаем, что трафикогенерация с этих зарубежных машин связывает, в большей степени, российские сайты и зарубежную русскоязычную аудиторию. Таким образом, задача продвижения на поисковых системах сводится к продвижению на Яндексе, Рамблере и Апорте.

2. Статистика популярности поисковых систем по голосованию на "Глас Рунета" www.voxru.net, 11тыс. голосовавших с конца 2001 года:
Яндекс 45.8 %
Рамблер 32.7 %
Апорт 14.4 %

3. Статистика популярности поисковых систем по голосованию на сайте "РосБизнесКонсалтинг " www.rbk.ru, 5,5 тыс. голосовавших в сентябре 2002 года:
Яндекс 47 %
Рамблер 28 %
Апорт 8 %

Пронормировав и усреднив эти показатели, получаем относительное значение аудиторий трех ведущих российских поисковых систем:

 За 100% берем аудиторию Яндекса (коэффициент 1);
аудитория Рамблера составляет 60% от аудитории Яндекса (коэффициент 0,6);
аудитория Апорта составляет 25% от аудитории Яндекса (коэффициент 0,25).
Конечно, эти показатели не будут корректны во всех конкретных случаях, однако, они могут служить вполне удовлетворительным индикатором.

Каждая поисковая система вносит свою долю аудитории с учетом этих показателей. Объем месячной целевой аудиторию на поисковых системах получаем, умножая данные Яндекса на 1,85

Второй вопрос - долгосрочное прогнозирование объема аудитории. Выбирая Яндекс, как основной источник статистики запросов, мы прогнозируем сезонные колебания популярности запросов с учетом косвенных данных о сезонных колебаниях не-интернет спроса на товары и услуги конкретного сектора бизнеса.

3. Оценка достигнутого охвата целевой аудитории на поисковых системах.

По имеющейся статистике, 70% посетителей поисковых систем не идут далее первой страницы с результатами поиска. Мы делаем допущение, что для того, чтобы рекламное сообщение гарантированно стало доступно целевой аудитории, веб-сайт должен находится на первой странице поисковых результатов. Нахождаемость на страницах далее первой нас не интересует по этому определению.

Если некоторый веб-сайт находится на первых страницах поисковых результатов всех трех поисковых систем по всем запросам от целевой аудитории, то мы будем считать, что целевая аудитория охвачена на 100%. Если он не находится на первой странице по некоторому запросу, то мы вычитаем из 100% пропорционально доле вносимой данным запросом с ранее вычисленным коэффициентом поисковой системы (Яндекс - 1, Рамблер - 0.6, Апорт - 0.25) и в результате имеем достигнутый данным веб сайтом охват целевой аудитории в процентах от всего объема аудитории.

В результате, мы получаем критерий оценки охвата веб-сайтом своей тематической целевой аудитории на поисковых системах. В упрощенном виде это будет значить, что лидирующий по охвату целевой аудитории веб сайт чаще своих конкурентов появляется на поисковых системах по комплексу поисковых запросов, объединенных некоторой темой, и особенно, по наиболее частым запросам.

Кроме того, мы можем использовать данные о достигнутых веб-сайтами охватах аудитории на поисковых системах по различным темам для построения рейтингов и выделения тематически лидирующих веб-сайтов.
Пример: рейтинг веб-сайтов лидирующих на поисковых системах по теме "туры на Бали":

Другие тематические рейтинги лидирующих веб-сайтов доступны на www.altmedia.ru

Мы считаем, что именно достижение веб-сайтом значительного охвата тематической целевой аудитории на поисковых системах (а не просто мест по отдельно взятым запросам, как это практикуется сегодня) является задачей промоутера, поскольку это позволяет максимально эффективно использовать возможности поисковых систем для продвижения товара или услуги в Интернет.

БЛОГ ПО ВЕБ-РАЗРАБОТКЕ И SEO

• SEO: мои лекции в курсе Политеха
• SEO: как я стал асессором Яндекса
• SeoTools.ru: мой бесплатный курс для начинающих
• UX и UI ошибки в примерах
• UI и супер-адаптивная верстка
• Контент: Турку - Стокгольм
• SEO: мой анализатор логов вместо Аналитикса и Метрики
• Маркетинг: делаем персональный оффер до лида
• Стратегия: Про достижение целей и планирование
• SEO: Атака ботов поведенческими
• UI: физиология зрения и проектирование сайта
• Контент: Тайна улыбки Джоконды
• SEO: Конверсии поисковых запросов в лиды
• SEO: Как бруазеры следят за пользователями
• UX: учет быстродействие браузера при приемке сайта
• SEO: Критерии качества текста для Яндекса
• SEO: поведенческие факторы Яндекса
• SEO: Закладки вместо ссылок
• Выступление: Ярмарка недвижимости 2016
• SEO: Истинное постраничное ранжирование Яндекса
• Реклама: эффективность разных баннеров
• Маркетинг: Продающий вебинар
• Проекты: Загородный портал СПб 2008
• UX: Google повторил мои сервис "тропинки" в 2011
• UX: Яндекс повторил мой сервис "тропинки" в 2009
• Выступление: СПИК 2008, Санкт-Петербург
• Выступление: КИБ 2008, Москва
• Выступление: "User Expirience 2007", Москва
• UX: анализ User Experience - карты тропинок по сайту 2007
• SEO: Текстоптимайзер 2006
• Проекты: статья в Деловом Петербурге
• Проекты: CMS WebDirector 2005
• SEO: Оценка рисков поискового продвижения
• SEO: Нелинейная выдача на Яндексе 2006
• Контент: Город на Неве
• Контент: Лисий нос - Кронштадт
• Хобби: Фотография
• Контент: Поддельный 'Дом Романовых'
• Контент: Ладожская Атлантида
• Статья (рассылка Ашманова): SEO пантеон: Слово, Ссылка... Тема.
• UX: Улучшаю Яндекс - ищем по запросу в рамках темы
• Статья: Оптимизация текста по методу Остапа Бендера.
• Статья (рассылка Ашманова): Четвертый фактор. Новое в оценке видимости сайта на поисковых системах
• Статья (рассылка Ашманова): Тайные стратегии оптимизаторов
• Веб-разработка: проблема отношений заказчика и студии
• Маркетинг: Удаляем конкурентов из Яндекса 2005
• UX: Поведение - смотрим глазами посетителя
• SEO: Тематические рейтинги сайтов по видимости 2003
• Статья: Критерии для постановки задачи и оценки результатов продвижения
• SEO: сервис и скрипт проверки текста на уникальность
• Контент: Фукусима-1 и АЭС в Сосновом Бору
• SEO: мои инструменты для поисковой оптимизации 2000
• Программирование: JS/TrojanDownloader.Agent.NRL
• Программирование: Определитель местоположения телефона
• Дизайн: логотипы с 1991
• Дизайн: полиграфия 1995-2005
• Компьютерный стереоскоп 1994
• 3D: Корабельный навигационный мостик 1994