главная > блог > UI: физиология зрения и проектирование сайта

Угол зрения и проектирование веб-сайта


Посмотрите на картинку вверху на мониторе или ноутбуке. На ней есть 12 черных точек. Сколько из них вы видите одновременно? Только 2-3 точки. Переводите взгляд из точки - на точку. Вы видите только те, которые попадают в зону "центрального" зрения - около 10-14 градусов. Все, что остается снаружи - попадает в зону периферического зрения и размывается.



Последнее время большинство студии веб-дизайна используют подход к проектированию интерфейса сайта исходя из концепции mobile first - ориентируясь, в первую очередь, на смартфоны. В результате этого получается значительное количество сайтов, которые имеют проблемы на полноразмерных мониторах или мониторов ноутбуков.

Перед вами картинка, на которой изображены две схемы, показывающие физиологические углы комфортного видения для человеческого глаза. Физиологическая область цельного восприятия ограничивается максимум 15 градусами. В этой области глаз видит все элементы четко и мозг воспринимает видимое цельно.



Цельные элементы дизайна вашего сайта, например картинку или навигационный блок, необходимо вписывать в 15 градусов (примерно равно области, перекрываемой ладонью вытянутой руки). Это обеспечивает целостное восприятие отдельного, единого по смыслу элемента.

Чтобы упростить проверку этого правила, я вырезал для себя шаблоны из картона.
Если отдельный элемент сайта на экране помещается в вырез шаблона - это комфортно для зрения пользователя.

Экран монитора находится, примерно, на расстоянии 45 см от глаза и на этом расстоянии 15 градусов занимает зону, соответствующую шаблону.

Давайте посмотрим как вписывается в концепцию качественный дизайн сайта. Например, сайт Альфа-банка, сделанный в студии Артемия Лебедева. Я накладываю шаблон на отдельные элементы:

1. Красный блок в левой части - практически все элементы помещаются в эту зону.



2. Лицо мальчика - другой акцент. Лицо мальчика целиком помещается в эту зону.



3. Еще один элемент интерфейса - текстовое предложение - целиком помещается в эту зону.



4. И следующий визуальный блок, второстепенный, также помещается в эту зону.



5. Блок дополнительного меню, так же помещается в шаблон.



Вы видите, что в данном случае все 5 крупных информационных блока соответствуют правилу помещаться в 15 градусов нашего зрения.

Теперь посмотрим несколько собственных сайтов интернет-агентств в Санкт-Петербурге. Смотрим первый сайт. Прикладываем "волшебный" кружочек на 15 градусов - даже название в него не помещается. То есть название агентства не считывается одним взглядом. Чтобы его прочитать - нужно глазам двигаться слева направо. Это неудобно, это некомфортно.



Второй экран, в основном - пустой. Изображение не помещается в зону видимости шаблона.



Смотрим в следующий сайт и опять название компании не помещается в удобную зону видимости.



Кроме того, здесь весьма неинформативно используется пространство страницы. Если у альфа-банка мы насчитали 5 визуальных блоков, то здесь только один. И слишком большой. Да, это удобно, если мы смотрим сайт на экране смартфона. Но в случае ноутбука или десктопа это некомфортно для зрителя и неграмотно для разработчика.



Смотрим экран с портфолио. Блок со списком сайтов более-менее помещается. Хотя он тоже превышает удобный для визуального восприятия размер. Размер блока справа, с визуальными изображениями, так же не помещается в шаблон комфортной зоны.

Сайт третей компании. Ровно то же самое - всё сделано для экранов смартфонов или, в крайнем случае, планшетов.



На экране большого десктопного монитора элемент слишком велик - он не помещается в зону комфортного видения. Нижний блок, который должен смотреться единым целым, не попадает в зону 15 градусов.



Хотя если смотреть по каждой из этих зон, мы можем увидеть каждый отдельный элемент и воспринять его одним взглядом. И уже дальше рассматриваем внутри блока.

Заголовок "нейромаркетинг" вписывается в зону комфортной видимости.



Это всё, что я хотел сказать о визуальном восприятии. Вы можете использовать эту информацию при выборе компании, которой отдать в разработку дизайн своего сайта. Начните с анализа их собственного сайта.

БЛОГ ПО ВЕБ-РАЗРАБОТКЕ И SEO

• SEO: мои лекции в курсе Политеха
• SEO: как я стал асессором Яндекса
• SeoTools.ru: мой бесплатный курс для начинающих
• UX и UI ошибки в примерах
• UI и супер-адаптивная верстка
• Контент: Турку - Стокгольм
• SEO: мой анализатор логов вместо Аналитикса и Метрики
• Маркетинг: делаем персональный оффер до лида
• Стратегия: Про достижение целей и планирование
• SEO: Атака ботов поведенческими
• UI: физиология зрения и проектирование сайта
• Контент: Тайна улыбки Джоконды
• SEO: Конверсии поисковых запросов в лиды
• SEO: Как бруазеры следят за пользователями
• UX: учет быстродействие браузера при приемке сайта
• SEO: Критерии качества текста для Яндекса
• SEO: поведенческие факторы Яндекса
• SEO: Закладки вместо ссылок
• Выступление: Ярмарка недвижимости 2016
• SEO: Истинное постраничное ранжирование Яндекса
• Реклама: эффективность разных баннеров
• Маркетинг: Продающий вебинар
• Проекты: Загородный портал СПб 2008
• UX: Google повторил мои сервис "тропинки" в 2011
• UX: Яндекс повторил мой сервис "тропинки" в 2009
• Выступление: СПИК 2008, Санкт-Петербург
• Выступление: КИБ 2008, Москва
• Выступление: "User Expirience 2007", Москва
• UX: анализ User Experience - карты тропинок по сайту 2007
• SEO: Текстоптимайзер 2006
• Проекты: статья в Деловом Петербурге
• Проекты: CMS WebDirector 2005
• SEO: Оценка рисков поискового продвижения
• SEO: Нелинейная выдача на Яндексе 2006
• Контент: Город на Неве
• Контент: Лисий нос - Кронштадт
• Хобби: Фотография
• Контент: Поддельный 'Дом Романовых'
• Контент: Ладожская Атлантида
• Статья (рассылка Ашманова): SEO пантеон: Слово, Ссылка... Тема.
• UX: Улучшаю Яндекс - ищем по запросу в рамках темы
• Статья: Оптимизация текста по методу Остапа Бендера.
• Статья (рассылка Ашманова): Четвертый фактор. Новое в оценке видимости сайта на поисковых системах
• Статья (рассылка Ашманова): Тайные стратегии оптимизаторов
• Веб-разработка: проблема отношений заказчика и студии
• Маркетинг: Удаляем конкурентов из Яндекса 2005
• UX: Поведение - смотрим глазами посетителя
• SEO: Тематические рейтинги сайтов по видимости 2003
• Статья: Критерии для постановки задачи и оценки результатов продвижения
• SEO: сервис и скрипт проверки текста на уникальность
• Контент: Фукусима-1 и АЭС в Сосновом Бору
• SEO: мои инструменты для поисковой оптимизации 2000
• Программирование: JS/TrojanDownloader.Agent.NRL
• Программирование: Определитель местоположения телефона
• Дизайн: логотипы с 1991
• Дизайн: полиграфия 1995-2005
• Компьютерный стереоскоп 1994
• 3D: Корабельный навигационный мостик 1994