главная > блог > Контент: Лисий нос - Кронштадт
Лисий нос: дорога в Кронштадт и редут
На днях прогуливался в уникальном заброшенном месте Лисьего носа, которое в другой стране было бы музейным. Это старая транспортная магистраль, соединявшая Санкт-Петербург и Кронштадт.
![](/blog/kronschtadt/images/ln1.jpg)
Первая часть магистрали включала железнодорожный путь до станции "Лисий нос". Станция находилась на причале на Заливе, на искусственном молу, который на фотографиях.
![](/blog/kronschtadt/images/zh2.jpg)
![](/blog/kronschtadt/images/ln2.jpg)
Прямо из вагонов пассажиры пересаживались на пароходы до Кронштадта. Путь из Петербурга в Кронштадт занимал 1 час 30 минут. Поезда и пароходы ходили каждые 2 часа.
![](/blog/kronschtadt/images/m4.jpg)
Для сообщения с Кронштадтом в зимнее время от Лисьего Носа ходили общественные сани. Путь проходил по льду Финского залива, был ограждён с обеих сторон вехами из сосны и ёлок, освещался всю ночь четырьмя американскими маячными фонарями с большими рефлекторамии, а также поставленными столбовыми фонарями. По пути были расставлены сторожевые будки. На середине пути находился постоялый двор.
![](/blog/kronschtadt/images/zh1.jpg)
Движение поездов было открыто 31 октября 1894 года. И прекращено в 1928 году. Тогда же ликвидирована и сама станция Лисий Нос.
Углубляясь в историю этого места на побережье
1856г - строительство редута на побережье, примерно 1000м севернее станции. Иван Шишкин летом 1856 года писал родителям: «Версты три от нас самый так называемый Лисий Нос. Там построены преогромнейшие батареи, траншеи и разные укрепления, народу там много, да все почти военные. Но в последнее время туда прибывает людей и невоенных, народ торговый и промышленный, который уже открыл там разные лавочки. Говорят, будет город, и город портовый, тут уже сделана пристань и гавань. Даже уже сооружена церковь, хотя деревянная, но прекрасная».
![](/blog/kronschtadt/images/r1.jpg)
1854г - Крымская война с Францией и Англией. Строительство здесь инженер-полковником И.А.Заржецким мола и гавани для базирования 64 канонерских лодок и батареи. С 1854г этот мол и редут составляли важную часть морских укреплений Петербурга, после попытки Англо-Французской эскадры захватить Сестрорецк (Siestarjoki - Systerbäck) в 1854г.
![](/blog/kronschtadt/images/m2.jpg)
![](/blog/kronschtadt/images/m3.jpg)
1845г - проект строительства железной дороги до Кронштадт через Лисий нос и дамбу от места нахождения мола.
1824г - проект инженера П.П.Базена строительства от этого места дамбы на Кронштадт для защиты от наводнений.
До Петра 1 - шведская территоря. Здесь на побережье находилось шведское укрепление и гарнизон.
Так же сделал фото крупной постройка второй половины 19 века, отмеченной на картах как Пороховой погреб. Дорога от него вела к редуту на берегу.
![](/blog/kronschtadt/images/z1.jpg)
Судя по кирпичам с клеймом «Стуккей» - постройка примерно 1870г (время работы кирпичного завода Марии Константиновны Стуккей в немецкой Ново-Саратовской колонии Санкт-Петербургской губернии 1850-1870).
![](/blog/kronschtadt/images/z2.jpg)
|